Близорукость: профилактика детей
По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца,
близорукость среди школьников (70 — 80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4
процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах — от 16,2 до
32,2 процента.
Если
близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость —
это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями,
приводящими к инвалидности.
Одна
из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях,
когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не
созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).
Особое
значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения
у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать
развитие близорукости.
На
пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет.
Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов.
Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с
гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это
опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.
Там,
где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот
деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее
занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие
телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже
давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и
близоруки.
Школьники
не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость
недопустима.
С
близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость — массовый дефект зрения,
который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость
занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран — а
среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики — неутомимо
постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже
одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму
времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое
изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские
ученые.
Отличное
зрение — важная составная часть здоровья.
Всем
надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью,
требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам.
И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень
огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения.
Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать
законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс
близорукости?
Основное
направление профилактики близорукости — укрепление физического состояния.
Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных — с
преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где
порой физкультуре уделяется мало времени.
Доказано,
что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо
закален, реже возникает близорукость даже при наследственной
предрасположенности.
Разумный
режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное
место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования,
поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и
активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и
укреплению склеры глаза.
Изучение
влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег,
плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой
для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только
повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.
Занятия
специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить
самостоятельно (детям — под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на
природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны
правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени
близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера
надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.
Близорукость
у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как
правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто
отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее
активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то
могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому
следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.
В
детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима.
Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет
в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под
влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у
дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально
ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить
длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому
ребенку и занятия спортом.
Соблюдение
гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия
зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и
необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это
прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места
ребенка.
Книга
или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно
длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного
напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.
Плохое
освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые
поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При
правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью
находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и
голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом
тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на
позвоночник.
Дома
место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно
пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее
следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а
глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать
место занятий.
Не
рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении
нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза
располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к
зрительной утомляемости и головной боли.
Высота
стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на
стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку.
Передний край стула на 3 —
Домашние
занятия учащихся 1— 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 — 2 ч,
учащихся 3 — 4-х классов — 2 ч, старших школьников — не более 3 — 4 ч. При этом
через каждые 30 — 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.
Желательно,
чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период
следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.
Детям
вредно долго смотреть телепередачи.
Для
них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на
расстоянии не менее
Очень
плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое
освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта
утомляют глаза.
Повышенная
зрительная нагрузка при малой физической активности — самый серьезный фактор,
способствующий снижению остроты зрения.
Наряду
с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно
применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и
внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития
близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в
домашних условиях.
Упражнения
для тренировки наружных мышц глаз
1.
Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз
(голова неподвижна) .
2.
Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3.
Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4.
Частые моргания в течение 15— 30 с.
Тренировка
внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на
стекле» (Э. С. Аветисов).
Упражнения
«метка на стекле»
Занимающийся
в очках становится на расстоянии 30 —
Вдали
от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для
фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на
предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это
время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то
упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые
два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в
остальные дни — 7 мин.
Физкультура
для близоруких школьников.
Родители
должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя
гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры
в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом
занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом.
Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и
дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений
физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго
соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние
мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В),
систематически проводить закаливающие процедуры.
Школьникам,
у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6
диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные
занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения,
элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с
партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски
мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного
мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у
стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на
велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а
также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка
средняя.
Помимо
разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную
гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста
время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении
непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за
советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут
выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно
увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс
основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий
1.
Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание
ритмичное.
2.
Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук
и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе
— опускать. 4 — 6 раз.
3.
И. п. — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. Соединяя кисти тыльной стороной,
поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8
— 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с
движением глаз 4 — 5 раз.
4.
И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны
вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми
покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.
5
И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад,
стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.
6.
Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с
различным положением рук. 10 — 12 раз.
7.
И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.
8.
Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны.
Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца
одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;
б)
и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. —
вдох. Смотреть на колени. б раз;
в)
и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за
мячом. 10 — 12 раз.
9.
Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в
течение 3 — 5 мин.
10.
Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10— 15 мин.
11.
Упражнения для мышц глаз:
а)
и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;
б)
и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;
в)
и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не
вызывая боли. 30 — 40 с.
12.
Дыхательные упражнения.
В
выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для
девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего
возраста.
В
конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120
уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о
большой.
Комплекс
основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий
(можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 —
1.
Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения
глазами в течение 1 мин.
2.
Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте) .
Дыхание ритмичное.
3
И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не
задерживать. 8 — 10 раз.
4.
И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем.
Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.
5.
И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча
вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.
6.
И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем
поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.
7.
И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и
вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8— 10 раз.
8.
И. п. — упор лежа (на руки).
Сгибание
и разгибание рук. 8 — 10 раз.
9.
И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.
10.
И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед
опорной ногой, за ней) . 8 — 10 раз.
11.
И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и
туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при
возвращении в и. п.— выдох.
12.
Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.